Сложно сейчас представить деловые, торгово-развлекательные центры, жилые комплексы, спортивные сооружения без встроенных автостоянок. Действительно автомобили буквально всё заполонили, как поется в одной старой песне. В состав очень многих объектов входят пожарные отсеки автостоянок.

 Для крупных объектов, для увеличения количества машиномест, автостоянки проектируют с большим количеством подземных этажей с хранением автомобилей в два уровня. Пожарная опасность таких объектов возрастает и как следствие ужесточаются нормативные требования к ним.

В этой статье будут приведены нормативные требования по объединению насосного оборудования систем АУПТ и ВПВ для определения минимального количества насосных групп на объектах со встроенными автостоянками. Вопрос количества насосных групп стоит перед проектировщиками АУПТ и ВПВ практически на каждом объекте. Но именно для объектов с автостоянками, к сожалению, этот выбор не всегда однозначен.

Нормативные документы для проектирования АУПТ и ВПВ автостоянок.

Два основных документа, которые содержат требования к количеству насосных установок систем АУПТ и ВПВ объектов со встроенными автостоянками:

Сначала необходимо разобраться с областью применения этих документов.

СП 154 применяется при проектировании, строительстве вновь строящихся и реконструируемых подземных помещений для стоянки (хранения) легковых автомобилей, встроенных в здания другого функционального назначения.

СП 113 распространяется на проектирование зданий, сооружений, площадок и помещений, предназначенных для стоянки (хранения) автомобилей, микроавтобусов и других мототранспортных средств. СП 113 не распространяется на гаражи, предназначенные для текущего ремонта и тех. обслуживания автомобилей, а также на стоянки автомобилей, использующихся для перевозки взрывчатых, ядовитых и радиоактивных веществ, стоянки автомобилей пожарной, медицинской, аварийных служб.

Как видим, СП 154 распространяется ТОЛЬКО на автостоянки встроенные в здания другого назначения, ТОЛЬКО на подземные автостоянки и ТОЛЬКО на автостоянки легковых автомобилей. Если по какому-то из этих пунктов ваш объект не подходит, то необходимо использовать СП 113, который имеет более широкую область применения.

Теперь необходимо разобраться насколько обязательно применение требований этих документов.

СП 154.13130.2013 разработан ФГБУ ВНИИПО МЧС России и в целом входит в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

СП 113.13330.2016 разработан «ЦНИИПромзданий» и не относится к пожарной безопасности. Соответственно его применение не требуется для соблюдения Федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Но при этом он в целом входит в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Понятие автономности инженерной системы. Вопросы без ответов.

Итак, какие пункты этих документов напрямую влияют на количество насосных установок пожаротушения. Сначала рассмотрим требования СП 154.

СП 154.13130.2013. «6.1.3 Инженерные системы автостоянок должны быть автономными от инженерных систем пожарных отсеков другого класса функциональной пожарной опасности».

В этом пункте прописана автономность инженерных сетей пожарного отсека автостоянки без каких-либо уточнений или допущений. Что подразумевает под собой автономность? В одной из тем на форуме abok я нашел вот такое письмо ВНИИПО,

в котором уточняется, что в п. 6.1.3 СП 154 подразумевается под автономностью — «способность инженерных систем автостоянок функционировать независимо от систем других пожарных отсеков, т.е. работа (или выход из строя) указанных систем не должна оказывать влияния на характеристики и роботоспособность инженерных систем автостоянок«

В этом письме мы видим довольно общее объяснение автономности инженерных систем, без уточнения, каким образом она должна обеспечиваться. Например, требуется ли отдельное помещение насосной станции пожаротушения для отсека автостоянки или допускается объединение насосного оборудования систем пожаротушения разных отсеков в одном помещении? Если предусматривать одно помещение насосной станции, то его обязательно размещать в пожарном отсеке автостоянки? К сожалению, наши нормативные документы не дают таких пояснений.

Опираясь на разъяснение по автономности можно попробовать порассуждать. Начнем с помещения насосной станции пожаротушения. В соответствии с требованием:

СП 5.13130.2009 п. 5.10.11 Помещение насосной станции должно быть отделено от других помещений противопожарными перегородками и перекрытиями с пределом огнестойкости REI 45 по СНиП 21-01-97*.

Таким образом, в случае размещения насосной станции пожаротушения не в отсеке автостоянки и при пожаре в данном отсеке длительностью более 45 минут возможно разрушение строительных конструкций и выход из строя оборудования системы пожаротушения отсека автостоянки. Для обеспечения автономности в данном случае необходимо предусматривать увеличение предела огнестойкости ограждающих конструкций, либо размещать помещение насосной станции в отсеке автостоянки. Насколько необходимо предусматривать отдельную насосную станцию для отсека автостоянки? Например при затоплении насосной станции в результате аварии технологического оборудования системы пожаротушения другого отсека возможен выход из строя оборудования пожаротушения отсека автостоянки. Чтобы исключить этот фактор необходимо обязательно предусматривать различные мероприятия против затопления. Возможно в экспертизе понадобятся какие-то дополнительные мероприятия для обоснования данного технического решения.

Целый блок вопросов возникает по обеспечению автономности для отдельных функциональных элементов систем пожаротушения. Если рассмотреть автоматические установки водяного пожаротушения, то функционально они состоят из источника водоснабжения, подводящих трубопроводов с насосным оборудованием, узлов управления с сетью питающих и распределительных трубопроводов. Какие из этих функциональных элементов должны быть отдельными для системы АУПТ автостоянки, чтобы обеспечить автономность?

Во  время эксплуатации возможна ситуация, когда требуется спуск воды из секции. В этом случае для обеспечения автономной работы обязательно  использование отдельных секций пожаротушения для автостоянки с самостоятельными узлами управления. В каких случаях может потребоваться самостоятельное насосное оборудование? Например, при выводе в ремонт основного насоса после пожара в другом функциональном отсеке. В случае объединенной насосной установки АУПТ отсека автостоянки какое-то время будет функционировать без резервирования основного пожарного насоса, что влияет на характеристику надежности всей системы. Аналогичная ситуация возможна с резервуарами противопожарного запаса воды, когда после пожара в другом функциональном отсеке резервуары могут пополняться в течении 24 часов. В течение этого времени АУПТ автостоянки остается без источника водоснабжения. Конечно вероятность повторного возгорания на этом же объекте в такое короткое время крайне низка и если учесть высокую стоимость насосного оборудования, резервуаров, организацию дополнительных площадей для их размещения и последующие затраты на монтаж и эксплуатацию, то становится понятно, что для реализации столь дорогостоящих технических решений нужно иметь весомые нормативные обоснования с разъяснением по реализации автономности. Которых к сожалению нет.

Так как эта тема очень не однозначная, то нет смысла давать какие-либо конкретные советы. Я думаю каждый прочитав эти рассуждения должен сделать свой вывод. В этой статье мы говорим про насосные установки. Для себя я принимаю, что для отсека подземной автостоянки насосное оборудование должно быть самостоятельным.

СП 154.13130.2013. «6.2.2 В подземных автостоянках с двумя этажами и более внутренний противопожарный водопровод должен выполняться отдельно от других систем внутреннего водопровода»

Еще один пункт, который вызывает много вопросов. О каких системах идет речь? Относится ли к этим системам АУПТ? Где должно осуществляться это разделение? Должны ли быть отдельные насосные установки для ВПВ?

Похожий пункт был в недействующем сейчас МГСН 5.01.01 «Стоянки легковых автомобилей»

МГСН 5.01.01 «п 3.9. Противопожарный водопровод и система автоматического пожаротушения в подземных автостоянках и надземных с 3 этажами и более должны выполняться отдельно с выведенными наружу патрубками диаметром 89 (77) мм, оборудованными вентилями и соединительными головками. При вместимости автостоянки до 100 машиномест включительно допускается не разделять указанные системы и не предусматривать для них раздельные группы насосов.»

Как видим, здесь было написано именно про разделение ВПВ и АУПТ для подземных автостоянок, а также для надземных в зависимости от количества этажей. Можно предположить, что пункт 6.2.2 СП 154 частично повторяет эти требования. Но к сожалению в СП 154 всё не так однозначно написано.

Главный вопрос – можно ли отнести АУПТ к системам внутреннего водопровода. В СП 30.13330.2016 «Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85*»  есть следующее определение:

СП 30.13330.2016 «3.1.5 внутренняя система водопровода (внутренний водопровод): Система трубопроводов и устройств, обеспечивающая присоединение к наружным сетям, подачу воды к санитарно-техническим приборам, технологическому оборудованию и пожарным кранам в границах внешнего контура стен одного здания или группы зданий и сооружений и имеющая общее водоизмерительное устройство от наружных сетей водопровода поселения, городского округа или предприятия».

Исходя из этого определения, можно сделать вывод, что к системам внутреннего водопровода относятся: хоз. питьевой, производственный и противопожарный водопроводы. АУПТ в этот перечень не входит, и делать раздельными АУПТ с ВПВ для подземных автостоянок не обязательно.

Также выложу очередные письма ВНИИПО с аналогичными рассуждениями.

Как я уже говорил, СП 154 имеет ограниченную область применения и если у вас не подземная автостоянка легковых автомобилей, то необходимо использовать СП 113. Давайте посмотрим, какие требования есть в этом СП.

СП 113.13330.2016. «6.1.4 Сети инженерно-технического обеспечения стоянок автомобилей должны быть автономными от инженерных сетей других пожарных отсеков.»

По сути этот пункт повторяет требование п. 6.1.3 СП 154, только к сожалению без уточнения о том, что речь идет об автономности от отсеков другого класса функциональной пожарной опасности. Автономность здесь прописана без каких-либо допущений.

СП 113.13330.2016 «6.2.3 Сети инженерно-технического обеспечения и сети, обеспечивающие пожарную безопасность стоянок автомобилей вместимостью более 50 машино-мест, встроенных (пристроенных) в здания другого назначения, должны быть автономными от инженерных систем этих зданий. При вместимости 50 и менее машино-мест разделение указанных систем не требуется, кроме системы вентиляции (в том числе противодымной). Допускается объединять насосы в группы с учетом объема максимального расхода воды при тушении пожара.»

В этом пункте мы уже видим другую ситуацию — инженерные системы (кроме систем вентиляции в т.ч. противодымной) можно не делать автономными при вместимости 50 и менее машино-мест.

Далее в этом пункте прописана возможность объединения насосного оборудования. Так как в этом пункте нет привязки к количеству машиномест и не уточняется про насосы каких систем идет речь — делаем вывод, что возможно объединение насосов в группы для системы автоматического водяного пожаротушения и внутреннего противопожарного водопровода для любых пожарных отсеков.

Противоречия СП 154 и СП 113.

Для подземных автостоянок легковых автомобилей получаем противоречие. СП 154 не допускает объединение АУПТ и ВПВ с системами пожарных отсеков другой функциональной опасности и не допускает объединение насосного оборудования. СП 113 разрешает делать не автономными системы автостоянок с количеством машиномест — 50 и менее, при этом насосное оборудование разрешается объединять вне зависимости от количества машиномест. Как всегда в таких случаях я советую принимать наиболее жесткие требования – в данном случае требования СП 154.


p.s. При написании этой статьи я вспомнил, что в Библии упоминались книжники – это люди, которые изучали и толковали священные писания из Ветхого Завета. Наверное, появление таких людей было связано с тем, что в этой сфере слишком много информации и её не всегда можно однозначно трактовать. Если провести аналогию, то наверное главными «книжниками» в нашей сфере можно считать специалистов ВНИИПО, письма которых с толкованием норм есть у многих специалистов. Проектировщикам и сотрудникам НТО также приходится изучать письма «книжников» и по своему толковать «священные писания» в нормах, чтобы хоть как-то систематизировать свои знания и в конечном итоге попытаться принять правильное решение. Вот такие невеселые ассоциации.

Сокращения используемые в статье:

0

Автор публикации

не в сети 2 месяца

Сергей Храмогин

11
Комментарии: 10Публикации: 7Регистрация: 16-02-2020
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля